Дата: 0000-00-00
Сабвуферы автомобильные, расчет корпусов для них
В задачу каждой качественной аудиосистемы входит воспроизведение всего диапазона частот, который способен услышать человек. Этого можно добиться только тогда, когда используются несколько динамиков, каждый из которых воспроизводит только свою полосу частот. Ддя воспроизведения низких частот служат сабвуферы.
Для получения хорошего сочного баса на низах применяются мощные колонки, которые стоят далеко не дешево. Сабвуфер позволяет разгрузить акустическую систему. Поскольку человеческое ухо с трудом распознает направление низкочастотного звука, то можно использовать всего один сабвуфер и разместить в любом месте. Качество звучание акустической системы повысится, так как мы не перегружаем основные динамики большой мощностью на низких частотах. Для динамиков, работающих на высокой и средней частотах ее нужно совсем немного.
Выбор корпуса для такого элемента акустики, как сабвуфер зависит от ряда причин. Во - первых, необходимо продумать конфигурацию сабвуфера. Во - вторых, решить вопросы, связанные с установкой его в машине, исходя из реальных условий. Эти два обстоятельства связаны друг с другом и их необходимо учитывать.
Варианты поставки сабвуферов
Если выбор падает на стандартную сабвуферную систему акустики, то понятно, что в ней сабвуфер уже не требует никаких доработок. Он уже разработан, произведена его сборка и отладка. Есть и другой путь. Это заказ поставки саба в трех разных степенях готовности. Первый вариант включает в себя поставку готового сабвуфера, но при таком варианте нельзя быть уверенным в качестве воспроизводимого звука. При втором варианте заказывается готовый корпус и комплектующие изделия для сборки. При таком варианте возможна более низкая цена изделия и более лучшее качество. Третий вариант предусматривает самостоятельное изготовление корпуса сабвуфера, что сильно понизит затраты на изделие. Если вы не слишком привередливый слушатель, то можно остановиться на первом варианте, то есть приобрести готовый саб. При таком варианте лучше всего выбирать продукцию известных брендов. Перед покупкой необходимо прослушать качество воспроизводимого звука, перед тем как выложить за него свои кровные. Ни в коем случае нельзя доверять тем характеристикам, которые приводят различные фирмы. Если вы имеете потенциальные возможности для покупки более дорогой техники, то тогда стоит обратить внимание на изделия фирм, изготовляющих сабвуферы автомобильные для популярных моделей автомобилей. В этом случае форма таких сабвуферов будет точно соответствовать размещению в багажнике или салоне данного автомобиля, а звучание настроено под его акустические данные. При установке приобретенного динамика в корпус заводского изготовления вы получаете свободу выбора компонентов. В результате вы можете поднять качество звуковоспроизведения и уменьшить сумму затрат. Промышленность выпускает корпуса сабвуферов какой угодно формы, любых размеров и типов. Корпуса имеют посадочные места под установку динамиков, имеющих любые характеристики. Внутри они имеют ковровое покрытие для улучшения акустических данных. В случае самостоятельного изготовления корпуса, вы сможете значительно снизить затраты на приобретения акустики.
Типы корпусов.
Известны различные типы корпусов. Герметичные и портированные, лабиринтные и узкополосные. Покупать готовый корпус или сделать его самостоятельно своими руками? Каково бы не было решение, знание в этой области необходимо иметь. Все когда - нибудь видели в задней части салона автомобиля повешенные динамики без корпуса. Спрашивается – зачем же тогда нужен корпус? Чтобы ответить на этот вопрос достаточно обратиться к простому опыту по физике, в котором в некую материальную точку направлены две звуковые волны, у которых фазы сдвинуты на 180 градусов. При достижении этой материальной точки волны будут гасить друг друга. Человек, помещенный в такую материальную точку, ничего не услышит. То же самое будет происходить с теми динамиками без корпуса в заднем салоне. Передняя и задняя стенки диффузоров динамиков воспроизводят звуковые волны противоположных фаз. Использование корпусов решает многие акустические проблемы. Некоторые типы корпусов можно у видеть в таблице 2.
Таблица 2. Наиболее распространенные типы корпусов сабвуферов.
1.Бескорпусной тип. Корпусом является багажник автомобиля. Недостаточная акустическая изоляция багажника от салона. Качество звука – неудовлетворительное, с плохой отдачей на низах.
2.Герметичный тип. Динамик хорошо защищен от толчков, при проникновении сигналов сверхвысоких частот. Чувствуется более глубокий бас при малом акустическом объеме.
3. Портированный тип. При включении питания и на низких частотах нет гарантии от повреждения динамиков. Обеспечение воспроизведения басов на более низких частотах, чем в предыдущем варианте, но размеры корпуса при этом возрастают.
4. Узкополосный тип. Более сложная конструкция, чем ранее изложенные. Воспроизведение звука происходит в узкой полосе частот, что влечет за собой смягчение требований по спаду характеристики кроссовера саба. Для этого типа корпуса требуется ящик гораздо большего размера, чем предыдущие.
5. Лабиринтный тип. Сложный и дорогостоящий вариант. Предусматривает внутри корпуса монтаж лабиринтной структуры. В случае удачного изготовления обеспечивается воспроизведение басовых нот гораздо более низкой частоты, чем у предыдущих конструкций. Эта конструкция нежелательна.
Бескорпусные сабвуферы. Такие сабвуферы автомобильные устанавливаются на панель, находящуюся сзади салона. В качестве ящика используется багажник автомобиля. Теоретически, салон машины должен быть изолирован от действия звуковой волны, воспроизводимой задней стенкой динамиков. Теоретически, имея в наличии приличные динамики, можно было бы установить их на задней панели автомобиля. Но все дело в том, что из-за плохой акустической изоляции салона вашего автомобиля и багажника, противофазные волны динамиков будут проникать в салон и приглушать звук на низких частотах. Лучше всего попросить своего знакомого, имеющего сочный бас, сказать несколько слов в багажник. Стекла в салоне должны быть при этом эксперименте закрыты. Если вы, сидя в салоне, не услышите его или будете плохо его слышать, в этом случае еще можно пойти на установку бескорпусного варианта сабвуфера. В противоположном случае нужно будет искать другой вариант установки.
Сабвуферы с герметичным корпусом. Наличие корпуса позволяет намного ослабить влияние звуковых волн, излучаемых задней стороной диффузора. Воздух, находящийся в корпусе, действует как некая пружина, демпфирующая звуковые волны. Кроме того, ящик, в котором находятся динамики, оказывает большой влияние на звуковую волну, излучаемую передней стенкой диффузора динамиков. У герметичных ящиков много плюсов. Во-первых, их легче спроектировать и сделать. Нет жестких требований к габаритным размерам и к объему. Они могут колебаться в широких пределах. Небольшие отклонения параметров динамиков от номинальных значений тоже не оказывают вредного влияния на характер звуковой волны. В случае приобретения вами корпуса с динамиками раздельно, лучше всего остановиться на этом варианте выполнения акустики для своего автомобиля. «Воздушная пружина» защитит динамики от мощного звукового сигнала. Герметичный ящик способен выдавать мощные глубокие басы, но размеры его при этом должны быть достаточно большими. К недостаткам такого типа конструкции можно отнести менее глубокий бас, чем у других типов корпусов, но зато более ровную АЧХ в области низких частот.
Сабвуферы с портированным корпусом. Такой тип корпуса позволяет направить звуковую волну, излучаемую задней стороной динамиков в нужное направление и заставить работать. В результате можно получить более глубокий бас, чем в случае использования ящика герметичного типа исполнения. Внутри корпуса строится резонансная акустическая система, через которую и пропускается этот противофазный звук. Резонатор системы настроен таким образом, что усиливает звук только низких частот. Такие типы корпусов более сложные, чем герметичные, как на стадии проектирования, так и при изготовлении. Они более остро реагируют на отклонения параметров изготовления ящиков и динамиков от расчетных. Нет защиты диффузоров динамиков от механических воздействий звуковой волны при включении и при слишком мощном сигнале. Плюс в таких конструкциях заключается в способности воспроизводить басы почти на октаву ниже предыдущего типа. Размеры ящика при этом должны быть больше примерно в пять раз. Исходя из вышесказанного, нужно для себя решить какую конструкцию выбрать. Если объем пространства, в котором будет устанавливаться сабвуфер, не очень большой, то лучше выбрать саб с герметичным корпусом. В противном случае можно выбрать портированный тип корпуса.
Сабвуферы с узкополосным корпусом. Такой тип корпуса очень похож на портированный, но разница заключается в том, что в нем гасится прямое излучение звуковой волны. Для этого в корпусе делается закрытый внутренний ящик. На выходе такой конструкции корпуса будет звуковая волна, излучаемая задней стороной динамиков и усиленная резонаторной акустической системой. В отличие от вышеописанных типов корпусов, такой сабвуфер способен обеспечить отдачу только в сравнительно узкой полосе частот. Это означает, что при использовании сабвуфера с узкополосным корпусом отпадает необходимость в кроссовере с фильтром, имеющим крутой спад своей характеристики. Но существует риск получения “бубнения” – восприятие звука одной ноты. Узкополосные системы считаются более сложными, чем ранее описанные, как на этапе проектирования, так и на этапе изготовления. Они более критичны к отклонению параметров корпусов и характеристик динамиков от своих расчетных параметров. Поэтому ставить в такой тип корпуса ваши динамики нужно грамотно в техническом отношении. Акустические системы, имеющие узкополосный корпус, способны выдать значительно более глубокий бас, чем системы, имеющие портированный тип корпуса при одинаковом рабочем пространстве. Размеры корпуса у саба с узкополостным корпусом должны быть значительными. Уникальное свойство, присущее такому сабвуферу, это настройка эффективности отдачи в полосе рабочих частот. Это достигается путем вариации значений задней части корпуса. При максимальной отдаче полоса воспроизводимых частот сужается до такой степени, что сабвуфер начинает выдавать “бубнение” большой силы.
Сабвуферы с лабиринтным корпусом. При работе корпусов, изготовленных по этому принципу, также применяется метод выправления звуковой волны, излучаемой задней стенкой диффузоров динамиков. Это позволяет еще больше понизить границу низких частот, по сравнению с вышеперечисленными конструкциями. Лабиринтная конструкция корпуса сабвуфера позволяет значительно задержать звуковую волну, отражаемую задней стенкой динамиков. Эта задержка во времени позволяет значительно усилить звук, излучаемый передней стенкой динамика. Конструкция корпусов лабиринтного типа очень сложна. Ее очень трудно изготовить самостоятельно своими руками, а это отражается на цене. Ну а по большому счету, сабвуферы автомобильные, выполненные в корпусе лабиринтного типа, не имеют каких то явных преимуществ перед сабвуферами выполненными в корпусах портированного типа. По эти причинам не стоит останавливать свой выбор на корпусах лабиринтного исполнения.
Информация взята: Отзывы покупателей про статью "Сабвуферы автомобильные, расчет корпусов для них"
Благодарим Вас за желание добавить отзыв на автомагнитолу, акустику, сабвуфер, усилитель!
Ваш отзыв будет рассмотрен и добавлен в страничку с соответствующим ему товаром в течение 1-2 рабочих дней. Негативные отзывы рассматриваются также как и положительные. Главное чтобы была написана правда! Будут удалены отзывы с 10-ю грамматическими ошибками и содержащие ненормативную лексику.
Ваш отзыв на статью.
|
Сегодня на форуме
|