Дата: 0000-00-00
Автозвук в BMW 330xi
- Тип системы: мультимедиа
- SUM
- Аудио: двухполосный фронт
- Процессор: Apine PXA-H701
- Источники: BMW BM54, Microsoft Zune HD 64GB, TV module
- Монитор: BMW 16:9 CD
- Автоакустика: Morel Supremo Piccolo, Alpine SPX-17Pro
- Усилители: Bewith R-205S 1
В моей машине мультимедийная система несколько необычная.
Началась история системы летом 2008 года, когда BMW 330xi универсал был куплен и перегнан из Германии. Прежним владельцем автомобиля был пожилой канонический немец, который, скорее всего, любил аксессуары Motorsport и быструю езду, но совершенно не озадачивался музыкой в машине. По-другому трудно объяснить, что такая по тем временам «трешка» была оснащена с кассетником и аудиосистемой, которая имела минимум возможностей и была без CD-чейнджера. Меня не устраивало то, что отсутствовали цифровые источники с поддержкой mp3, поэтому был сразу же запланирован небольшой апгрейд звука.
До покупки этой машины автозвук меня особо не увлекал, зато имел большой опыт в использовании самой разнообразной портативной техники. В новом автомобиле привычные источники звука не рассматривалась по нескольким причинам.
Во-первых, на мой взгляд, интерьер BMW не терпит вмешательств. Здесь неоригинальные ГУ выглядят чужеродно и неестественно. Поэтому в мои планы замена штатного кассетника не входила.
Первый вариант системы: первый Zune, наследственный кассетник и акустика Heartz.
Второй вариант системы: потолстевший Zune, штатный CD-ресивер и усилитель Revolt
Во-вторых, мне подсказывал личный опыт знакомства с автомобильными ГУ, что по удобству управления и качеству интерфейсов они на годы отстали от портативной техники, если даже не на десятилетие.
В-третьих, всю фонотеку в десятки гигабайт объемом хотелось бы хранить на одном удобном в обновлении и компактном носителе, не превращая автомобиль в свалку дисков.
Источником звука планировалось сделать портативный аудиоплеер и, казалось, выбор был очевиден – iPod. Именно он был в не конкуренции по наличию интеграционных решений и по популярности. Продукты Apple, имеющие невыдающееся качество звучание и личную неприязнь к неповоротливому софту iTunes, были отвергнуты сразу.
Однако выбор был сделан в пользу экзотического для наших широт плеера Microsoft Zune 80 GB, который продается только в США. Zune 80GB по компоновке и размерам напоминает iPod Classic и отличается значительно большим, но не сенсорным экраном. Поддерживает плеер форматы WMA и mp3, а также Loseless WMA. Но мой взгляд интереснее играет Zune, в отличие от iPod Classic тех лет, кроме того он существенно удобен в синхронизации и управлении.
Для Zune была куплена оригинальная док-станция, которая позволяла во время прослушивания заряжать плеер и управлять им с помощью инфракрасного пульта ДУ. Питался док со стандартного USB-разъема, имел пару видеовыходов (компонентный и композитный) и аудиовыход. Отмечу также, что впоследствии выбор Zune стал дальновидным решением.
Первая система имела весьма тривиальную схему, хотя не совсем типичную. Подключался плеер к AUX-входу кассетника BMW через док, который был спрятан в ящике для мелочей, находящемся вблизи ручного тормоза. Для того, чтобы управлять плеером было удобно, ИК-приемник ДУ пульта выпаяли из дока и спрятали в центре панели приборов среди штатных кнопок. Простейшие операции (перемотка, переключение треков) осуществлялись без необходимости извлечения плеера из дока с пульта. Также заодно провели полную шумоизоляцию дверей, а посредственную штатную фронтальную акустику заменили на популярный 2-полосный комплект Hertz HSK-165.
Однако в таком виде прожила система не долго, так как категорически не устраивало качество звука. Даже после замены акустики игра была вялой, бас и позиционирование отсутствовали полностью. Оказалось, что виной этому был встроенный усилитель, которым была оснащена автомагнитола. Пришлось заменить на более серьезный CD-ресивер BMW Professional CD, что существенно улучшило качество звука, а также прибавило интересу к дальнейшему прогрессу. Следующий этап роста – это установка внешнего полноценного усилителя Audio Art RS 200.4, в котором линейные выходы выводились из штатного ГУ. Затем я отказался от выходов ЭРТА, выбрав более качественную модификацию Professional CD, в которой была возможна замена штатного предусилителя. Затем место Zune 80GB досталось более емкому Zune 120GB, фронтальную акустику сменили на Alpine SPX-17Pro, а вместо усилителя поставили японскую экзотику Bewith R-205S. Выбор на усилитель автомобильный Bewith пал после многих прослушиваний разнообразных кандидатов, в число которых входили ветераны Poweramper и ламповые гибриды.
Не учитывая скромную декламируемую мощность 2 х 50 Вт, R-205S, он подкупил тем, как хорошо прорабатывает низкие частоты, также внимание привлекло необыкновенно музыкальное и объемное звучание. Опять забегу вперед и отмечу, что выбрали усилитель действительно удачно: в системе Bewith до сих пор трудится исправно и радует звучанием. Финальный штрих был сделан тогда, когда мы отказались от фронтального мидбаса, выбрав полноценные внешние подиумы.
Стоит отметить, что подиумы очень гармонично смотрелись в интерьере и кардинально изменили автозвук: наконец сцена была поднята до уровня ветрового стекла, система стала играть гораздо динамичнее, а бас без сабвуфера оживал от 45 Гц.
Несмотря на достижение существенного прогресса, качество звука все еще было не удовлетворительно, к тому же неудобно было управлять плеером «вслепую» с пульта. Именно из-за этого появилась идея установки монитора и полной отвязки аудиотракта плеера от штатного. Эти намерения к практически полной и быстрой перестройке системы.
BMW Board Monitor 16:9, в который встроен CD-привод, был выбран в качестве монитора. Он был выбран, потому что мы стремились оставить оригинальный вид салона, но также роль сыграли и широчайшие возможности модификации мониторов BMW тех лет. расскажем об этом подробнее.
Третий вариант: Zune также с пультом, но на этот раз имеется контролер шины, экран, акустика теперь Alpine и Bewith – усилитель.
Дело в том, что навигационное и мультимедийное оборудование BMW E39/E46/E53 производит обмен информацией через общую шину IBUS. Она является бесхитростной, но очень медленной шиной по нынешним меркам (9600бит/с). По сути, штатный монитор 16:9 можно считать тупым дисплеем, на котором имеются кнопки и который полностью управляется блоками ТВ и радиомодулем. Когда кнопка нажимается, сам 16:9 не предпринимает ничего, лишь передает сообщение по IBUS блоку ТВ и радиомодулю, получая от них по каналам RGsB изображение. Поэтому, если подключиться к шине IBUS, то можно будет отслеживать нажатие на кнопки штатного монитора (также и вращение кнопки громкости). Однако с другой стороны плеер Zune может управляться эмуляцией пульта ДУ (то есть отправкой нужных пакетов на ИК-приемник дока). Теперь дело было за «малым» - разработка контролера, отслеживающего нажатие кнопок монитора на шине IBUS, и эмулирующего пульта ДУ Zune, которым будет управляться плеер. Подобный контролер (назовем его IBUS) на базе интерфейсного чипа Melexis TH3122 и процессора Atmega8 разработал и собрал мой давний друг Павел, я в основном отвечал за прошивку и идеологию устройства. Кроме основных функций, контролер должен был иметь дополнительные логические и силовые линии, которые предоставили бы возможность управления другим автомобильным устройством и расширения по мере необходимости его функционала. Изначально проект не имел коммерческих целей, поэтому все исходные ходы и схемы прошивки выложили на специальном сайте.
Для исключения влияния штатного тракта, Zune в новой системе подключался к усилителю почти напрямую через самодельный входной селектор, который управлялся контролером IBUS. Подключение штатной системы осуществлял второй селекторный вход (CD и радио), на него был заведен выход акустики штатного радиоблока через балансный преобразователь Art dPDB. Когда работало CD или радио регулировка громкость системы проводилась штатными средствами, а когда работал Zune, изменение громкость происходило с помощью настроек самого плеера. Передача графического интерфейса плеера выполнялась от дока к входу камеры заднего вида ТВ-модуля. Такое подключение очень удобно, так как активация входа камеры заднего вида вызывалась подтяжкой одного внешнего контакта ТВ-модуля к «земле», следовательно, управление контролером IBUS было нетрудным.
Четвертый вариант: Zune HD (прямое управление) и внешний ЦАП Dr.DAC
Управление системой на этом этапе стало более приемлемым, хотя по-прежнему качество ее звучание не полностью устраивало меня. Безусловно, ограничением являлся аналоговый тракт плеера Zune и встроенный ЦАП. Стоит отметить, что все мною слышанные штатные ГУ BMW Zune 80 GB переигрывал уверенно, хотя он не дотягивал до качества лучших примеров автомобильной техники. Тупик или все же отказаться от плеера? Имелся третий вариант: в США осенью 2009 года стали продавать очередное, третье по счету, поколение плееров под маркой Zune HD. Zune HD имел большой экран с мультитачем, новый интерфейс, HD-видео, кроме того он поддерживал, причем совершенно официально, цифровые выходы HDMI и Toslink. Таким образом, открылась возможность использовать качественные внешние ЦАПы и процессоры, подключаемые через оптический выход к доку плеера. Этот подход гарантировал улучшение качества, поэтому док и Zune HD, имеющий максимальную емкость 32 GB, были сразу же заказаны в Штатах. Однако открытым вопросом оставался выбор ЦАПа. Смущение вызывали нескромные цены и привязка к фирменным ГУ на автомобильные процессоры, поэтому выбор пал на недорогой и компактный ЦАП с встроенным предусилителем Audiotrak Dr.Dac2 DX. Он стал чуть ли не самым «народным» ЦАПом, построенным на базе приличного DAC TI PCM1798.
Благодаря тому, что Dr.Dac2 DX оснащен и цифровыми, и линейными аналоговыми входами, стало возможным подключение и штатного аналогового тракта, и цифрового выхода плеера к одному и тому же устройству, при этом можно было отказаться от самодельного входного селектора. Необходимо было определиться с управлением выборов входа с помощью контролера IBUS? А также с регулировкой громкости системы. Решением первого вопроса была несложная замена компактным реле тумблера, но довольно долго пришлось повозиться с регулятором громкости.
Пятый вариант, пока – последний. Модифицированный процессор Alpine. Поканалка на двух Bewith, «многоцелевой», новый контроллер и пищалка Morel Supremo Piccolo
Было нетрудно зафиксировать громкость штатной системы – решился вопрос посылкой команд по шине IBUS радиоблоку, а немало времени заняли поиски решения, которое позволило бы разом регулировать громкость абсолютно всех компонентов. Сначала была куплена отладочная плата, на которой был цифровой регулятор громкости Burr-Brown PGA-2310 EVM. Подключается этот модуль между усилителем и ЦАПом к межблочным кабелям, а управляется контролером IBUS по последовательному интерфейсу. Технически решение было красивым, но по качеству не идеальным. По-видимому, искажения происходили из-за рассогласования входного сопротивления Burr-Brown PGA-2310 EVM и выходного сопротивления источника. В результате я отказался от промежуточного регулятора и от управления громкостью встроенным аналоговым регулятором. Для этого приобрел прецизионный сервопривод Hitec, предназначающийся для радиоуправляемых моделей, поместил его на фанерную общую платформу с Dr.Dac2 и соединил напрямую со шкивом регулятора громкости. На сервопривод управляющие сигналы подавались контролером IBUS. Смотрелась конструкция довольно нелепо, но работала исправно, а самое главное, что слышимых искажений она не вносила. Жаль, что после продажи Dr.Dac2 не сохранились фотографии этого «колхоза».
После 6-месячной эксплуатации Dr.Dac2 стали выявляться огрехи этого несовершенного, но и неплохого ЦАПа: вяловатый бас и недостаточная прозрачность ВЧ. Кроме того, было желание убрать пассивные кроссоверы и использовать полноценные поканальные усиления и точные процессорные настройки. Однако автомобильные процессоры, которые умеют автономно работать, звучали в роли ЦАПов не лучше Dr.Dac2. Моя цель была – процессор с качественным ЦАПом на четырех каналах. Я узнал про проект глубокой модификации процессора Alpine PXA-H701, у которого заменили встроенные ЦАПы высококачественными собственными разработками. Прослушав модифицированный экземпляр PXA-H701, у меня не осталсь сомнений в том, что это оно. Так музыкально и детально не играл ни один источник, известный мне. В сравнении с оригинальным PXA-H701 это качественный огромный шаг вперед, так что, на мой взгляд, модифицированный процессор можно без всяких кавычек признать новым. Стоит отметить и то, что по интеграции и возможностям управления модифицированный процессор не имеет ни каких отличий с донором H701.
И так, мы оперативно заказали новый PXA-H701 с управляющей панелью RUX-C701 на японском аукционе. Также мы приобрели еще один усилитель Bewith R-205S, который нужен был для организации поканалки. Вроде все хорошо, но меня все равно не устраивала идея выбора входов и регулировки громкости посредством панели RUX, которая совершенно инородно смотрится в салоне BMW. К тому времени штатный монитор 16:9 мы досконально изучили, и поэтому не было затруднений с чтением всех необходимых параметров по IBUS. Однако тщательной проработки требовал вопрос дистанционного управления процессором PXA-H701.
Было рассмотрено два решения: управление по шине AiNet и эмуляция пульта RUX. По зрелому размышлению выбран был первый вариант, как более универсальный и надежный. AiNet – это цифровая фирменная шина Alpine, которая была создана для объединения самых различных аудио- и мультимедийных устройств в автомобиле. Фактически именно по AiNet обмениваются инструкции управления (к примеру, командами «переключить трек», «сменить вход», «изменить громкость»), а также разнообразной служебной информацией. Пропускная способность шины (примерно 42 Кбит/с) для цифровой передачи является недостаточной, даже для сжатого автозвука, который идет по обоим выделенным каналам в аналоговом виде. AiNet – это «закрытая» фирменная технология, поэтому изучен слабо, и по этой шине приличной документации в открытом доступе практически нет. Однако я все-таки нашел PDF-документ, в котором содержатся базовые характеристики этих шин – описание физического уровня, структуры пакетов и логики записи/чтения. Такой мануал, составленный энтузиастом из Австралии, несмотря на то, что содержал полезные сведения, был, скорее всего, незаконченным черновиком, чем полным описанием работы AiNet. Однако, вооружившись простеньким осциллографом и этими сведениями, мы всего за несколько вечеров смогли разобраться в логике работы AiNet и даже сделали новый проект контроллера, который умеет на этой шине обращаться с устройствами и выполняет команды, поступающие по интерфейсу UART или COM (RS232). Если подключить к COM-порту ПК такой контролер, можно увидеть, как данные обмениваются по шине AiNet, а также возможно управление H701 и другими AiNet-устройствами, причем из разной терминальной программы. Правда, для этого нужно знать формат команд устройства. Из-за того, что основная задача заключалась в управлении PXA-H710/H701, для этих процессоров базовые команды (настройка громкости, инициализация, переключение входов) вычислили и заложили в прошивку AiNet контролера. Стоит отметить, что планируется дальнейшее развитие прошивки контролера с добавлением новых функций для разных устройств, при этом ее можно обновлять при помощи аппаратного программатора.
Я опубликовал историю создания AiNet контролера на нескольких форумах, после чего получил множество отзывов от заинтересованных людей, любящих автозвук и CarPC. Было выяснено, что задачей дистанционного управления процессорами и остальной AiNet-периферией интересуются многие. Кроме того, меня просили создать и продать аналог дивайса. На сегодняшний день идет подготовка мелкосерийного производства уже второй версии контролера. Однако до сих пор проект все же является сугубо некоммерческим, так что вскоре все схемы с исходными кодами прошивки контролера AiNet будут выложены для свободного доступа в Интернет.
И так, после объединения прежнего контролера IBUS с новым AiNet, мне удалось научить штатный монитор BMW управлять и процессором Alpine PXA-H701, и Zune HD. Стоит отметить, что в мои задачи никогда не входило скрупулезное повторение функционала RUX, поэтому с монитора 16:9 на сегодняшний день возможно включение/выключение процессора (причем как автоматически, так и вручную), регулировка его громкости, изменение пресета и автоматическое переключение входов при смене источника звука. По-прежнему доступны все настройки процессора с панели RUX, у которой проводка находится слева от руля в перчаточном ящике. Последний штрих был заменой твитеров из комплекта Alpine SPX-17Pro более музыкальными и «мягкими» Morel Supremo Piccolo. Вышеописанные модификации внедрялись аккуратно и последовательно в машину из Car Interior Studio.
После того, как была проведена финальная настройка модифицированного H701, система заиграла так хорошо, что может принести удовольствие даже в больших пробках. Сегодня, на мой взгляд, довольно сбалансированно звучит для того, чтобы в ближайшие требования не требовать модификаций. Хотя, если говорить откровенно, на разных этапах проекта это обманчивое чувство посещало меня не один раз. Мне подсказывает личный опыт, что в машине неисповедимы пути развития звука, а более того они – бесконечны. К примеру, можно решиться на замену в штатном мониторе 16:9 допотопной LCD-матрицы на что-нибудь посовременнее.
Информация взята: Отзывы покупателей про статью "Автозвук в BMW 330xi"
Благодарим Вас за желание добавить отзыв на автомагнитолу, акустику, сабвуфер, усилитель!
Ваш отзыв будет рассмотрен и добавлен в страничку с соответствующим ему товаром в течение 1-2 рабочих дней. Негативные отзывы рассматриваются также как и положительные. Главное чтобы была написана правда! Будут удалены отзывы с 10-ю грамматическими ошибками и содержащие ненормативную лексику.
Ваш отзыв на статью.
|
Сегодня на форуме
|