Дата: 0000-00-00
Трёхкомпонентная автоакустика
На что способно человеческое ухо? На многое. Диапазон восприимчивости звука у человека колеблется от 16 герц до 20 килогерц. Диапазон очень внушительный. И вот этот самый диапазон, равный 10984 герцам подразделяют на три категории: а)низкочастотное звучание; б)среднечастотное звучание; в)высокочастотное звучание. Если обратить внимание на тему нашей статьи, то становится понятным, о чём пойдёт речь.
Да, речь пойдёт о трёх полосах, которые используются сейчас, чтобы наше, такое требовательное к частоте звучания, ухо смогло насладиться всей полнотой колебаний воздуха. Или оглохнуть. Этот вариант тоже не следует скидывать со счетов. Но об этом много и доступно говорит медицина – оставим это ей.
Так почему именно три полосы, может, достаточно было бы широкополосных динамиков? Не было бы таких запредельных барьеров и, как следствие, «по ушам» бы не било. Но, во-первых, это вопрос индивидуального выбора, а во-вторых, речь пойдёт об автозвуке. Таком новом, загадочном и интригующем понятии. Те, кто уже вкусил от этого плода наслаждений, не пропадает желание окунуться в этот частотный бассейн. И хочется, чтобы в этом бассейне оказался не просто шум. Давайте представим себе автоакустику зрительным образом. Салон автомобиля сам по себе, как конструкция, является экстремальным для распространения звуковых волн. Ведь звуковая волна, это не что иное, как направленное передвижение воздуха. Теперь представьте себе эту волну в виде теннисных шариков. Динамик, находящийся, к примеру, в двери вашего автомобиля. Вылетая из динамика, шарики тут же встречают препятствие, и по углу отражения движутся до следующего препятствия, а в салоне автомобиля этих препятствий наберётся очень много. А ведь шарик был выпущен не один и даже не одна партия! Представьте себе, что творится с шариками! Они хаотично двигаются во всех направлениях! Что эта картина говорит нам о звуке, беспрестанно отражающемся от всех препятствий? Он тоже хаотичен. То есть, он теряет чёткость, сливаясь в сплошной гул. Нет, не громкость. Именно чёткость. Можно подметить, что у людей от громкой музыки начинает болеть голова. А это происходит, в основном у тех людей, которые оказываются потенциальными второстепенными слушателями. То есть, они слушают это, потому как у них нет иного выхода. Мозг принимает непонятные и ненужные сигналы и, как правило – устаёт. Примерно такой же эффект получается от некачественной музыки. Автомагнитолы и автомобильные усилители покупают и включают в основном для того, чтобы СЛУШАТЬ музыку. Статья направлена именно на эту категорию людей. Есть, конечно, другая, которые устанавливают «прибамбасы» для «показухи». Но это их право и их выбор. Мы о другом. Нам нужно получить качественный автозвук, для того, чтобы именно СЛУШАТЬ музыку а не сотрясать воздух.
Многие испытывают наслаждение от того, что при прослушивании есть возможность распознать каждый инструмент в отдельности. А ведь это даже не на любом рок-концерте удаётся. То ли аппаратура не та, то ли звукооператор… А ведь такая возможность предоставляется вам прямо в салоне автомобиля! Как? Давайте попробуем в этом разобраться. Начнём с мидбасов. Это, пожалуй, является гвоздём программы автозвука. При этом неважно, что вы слушаете. Будь то классическая музыка, речь, шансон, джаз или, уж никак не обходящийся без низов хард-рок – для любого случая необходимы низкочастотные излучатели звука. В противном случае звук потеряет сочность. Да-да, именно сочность. Его можно сравнить со свежим, только что сорванным персиком и сухофруктом. Вроде и витаминов столько же и запахи те же, да и сладость никуда не делась, может и слаще стал, а ведь «не то». Уже и не съешь столько да и не хочется как то их есть… Автомобильные усилители, не имеющие возможности развернуть весь диапазон частот, приводят нас к такому же результату. Но дают ли мидбасы, установленные даже под правильно выбранным углом, нужный эффект? Всё равно наш вышеупомянутый теннисный шарик не будет двигаться прямо нам в ухо. Да и между собой они будут перекрещиваться. Опять возникает картина хаоса? Нет. Идём дальше.
Здесь выручают среднечастотники. Они берут на себя средний диапазон частот и располагаются обычно выше мидбасов. Таким образом звук не сливается в шумовой поток, а является разграниченным и мы можем выделить для себя контрабас, виолончель или гитарное соло на нижних струнах рядом с бас-гитарой. При грамотной установке этого добиваются, конечно, и на двухполосниках, но если гвоздь можно забить топором, то разве не молоток является для этого нужным инструментом?!
Но есть ещё один вариант. А что если обойтись без сабвуфера? Ведь в трёхполосной системе есть басовое звено, которое выдаёт частоты ниже 500 гц. Значит, можно сориентировать эти колонки и на мидбас! Просто увеличиваем басовую головку где-то до 8 – 10 дюймов и получаем тот же эффект! Ведь выигрывали различные тренды такие разработки. А теперт давайте вспомним, чем лучше забивать гвоздь. Молотком или топором? Ведь забит он будет и в одном и в другом случае! Возможно даже, что топором это удастся сделать с двух ударов, в то время, как молотком мы забиваем его с трёх-четырёх? Но ведь всё равно при наличии молотка и топора для забивания гвоздей мы выбираем молоток! Почему? Да потому что удобнее и легче, а в конечном результате будет и быстрее. Примерно такая же картина вырисовывается в трёх полоске с сабвуфером и без него. Можно без сабвуфера? Можно. Выкачает система требуемые низа? Выкачает. Звук мы услышим качественный? Качественный. Да только вот всё эти плюсы возможны при эксклюзивной установке. Если автоакустика разработана и устанавливается под ваш автомобиль. Выбирать, конечно, вам и в вашей ситуации наилучшим может быть любой вариант.
Давайте попробуем подытожить вышесказанное. Что такое трёхполосная система? По сути, это двухполоска с использованием миди баса 165 мм в качестве баса и дополненную звеном средней частоты. С этой ролью, ролью звена средней частоты, прекрасно справляется 100-миллиметровый миди бас. При этом он может быть, как модифицированным, так и нет. Но все ищут чего-то такого, чтобы выделиться, улучшиться на фоне других. Возможно, что это не всегда удаётся сделать в лучшую сторону, но тем не менее модификации неизбежны. И ряд солидных фирм ввел в систему специально разработанные головки средней частоты, диаметр которых 3 – 3,5 дюйма. У них есть преимущества в акустике, они уменьшены в габаритах, они более коммуникабельны при установке, но… они дороже. А это, согласитесь, немаловажный фактор! Сложилась такая тенденция, переросшая, пожалуй, в правило, что более дорогие акустические системы такого типа оснащены специальными трёхполосниками, а если система общедоступна, т. е. подешевле, то там среднечастотники достигают 4 дюймлв.
Всё это хорошо, но как быть покупателю, пусть даже и знакомому с принципами работы трёхполосной, двухполосной и однополосной акустики. Тысячи средне статических покупателей приобретают автомобильные усилители и каждый из них сталкивается с определёнными «за» и «против» той или иной системы. Чего мы хотим? Проще сказать, чего мы не хотим. Мы не согласны с тем, чтобы в салоне автомобиля во время нашего передвижения или стоянки царила тишина. Во всяком случае, как нам будет казаться. Потому что на самом деле во время движения автомобиля в салоне очень шумно, но не для нас. Мы этого не слышим. Слишком низкие частоты. А наше ухо, в отличии от уха слонов, инфразвук не воспринимает.
Но, что нам до слонов. Нам самим слышать надо и причём чисто, и громко. Интересно, что в чемпионских моделях авто есть два вида настроек: а)на месте; б)в движении. Путём регулировки акустики в любом авто можно найти, так называемое, sweet spot для водителя. Ведь салон нашего автомобиля, пусть даже самого крутого, всегда остаётся салоном автомобиля и (вредные всё-таки эти конструкторы) если отрегулировать звук по принципу «на месте», то есть, для себя, то сидящие с нами пассажиры будут считать вредным не конструктора, а водителя. Если установить систему симметрично, то передние сиденья и пассажирское и водительское получаются «за пределами». И так не подходит. В этой ситуации имеет особое характеристика направленности, присущая излучателю. Если не выдавливать всю громкость из системы, то проблем с мидбасами у вас не возникнет, во всяком случае они будут несущественны. Но это при калибре 4 - 5 дюймов. А если калибр дстигает шести дюймов? Увеличивается калибр – увеличиваются трудности с настройкой средних частот. Для мидбасов трудно найти выгодное место для инсталляции, потому что частотная граница его слишком низкая. Куда легче сделать это с середнячком. И какой же выход? Да всё тот же, о котором мы говорили в самом начале. Берём и устанавливаем трёхполосную систему. Вы, наверное, обратили внимание, что трёхполоска необходима определённой категории людей. Их много, но это факт и мы уже обращали на них внимание. Это те, кто хочет слушать музыку с высокой чистотой звучания и при этом – громко. Может, кто и посчитает это излишеством, но это существующая потребность и стороне с противоположным мнением придется с этим смириться. Гражданские права и свободы при этом не ущемляются.
Подумайте сами. Противниками громкого звучания являются в основном те люди, которые слушают эту музыку «со стороны», то есть из проезжающего мимо автомобиля. Я не говорю сейчас о нормах децибел, которые допускает закон в определённое время суток. Вот, проехала мимо машина с громко звучащей музыкой – возмущение. А если трактор мимо проезжает – тоже будем возмущаться? Он ведь грохочет. Ну да, трактор – это кому-то надо. Но ведь громкая музыка – тоже кому-то надо! Так может потребности других тоже следует уважать!
Один из существенных недостатков трёхполосной акустики , это её малый ассортимент. Возможно, вам хотелось бы выбрать… А не из чего. Скажите, а так ли велик выбор автомобилей высокого класса? В принципе, то же самое наблюдается и с трёхполосниками. Предложение в основном зависит от спроса. Много ли номинальных покупателей смогут позволить себе приобрести трёхкомпонентную акустическую системк? Ответ очевиден. Ведь стоимость кроссовера в трёх полоске вдвое дороже, чем стоимость того же кроссовера в двухполосной. Отсюда и цены.
Ведь можно забить гвоздь и топором. Вот и выходят любители громкой музыки из положения, отстраивая двухполосники, регулируя их местоположение и мощность. Но как бы там ни было, для воздя всё равно нужен мототок! Трёхполосная акустическая система автономна в своих настройках. В ней не надо подстраивать низкие и средние, учитывая при этом пищалки и в каком месте салона автомобиля сосредоточить пресловутое «сладкое пятно». А так и каналы остаются такими же – левый и правый, и автомобиль тот же, а вот соотношение в оптимизации низких и средних частот происходит автоматически.
А теперь, самое интересное. Что-то из разряда «нонсенс». Вот вышли различные системы «на людей посмотреть и себя показать». И что тут началось… Диву даваться начали люди. Смотришь, а басовый динамик ведёт себя точно так, как и сабвуфер, да и калибром схож. Представляете, саб не нужен, а значит, и платить за него не нужно, при этом не теряв качестве звука, конкретнее – низких частот. А у другого два твитера работают, причём один из них – пищалкой, а другой - среднечастотным. В общем, хоть и немного участников присутствовало, но было довольно интересно. И лидеры, безусловно, определились. Ими стали Rainbow и Audison. И тот и другой по своим параметрам претендует на лидерское положение и решать, кому отдать пальму первенства, конечно, очень сложно. Просто и там и там есть свои положительные стороны, а здесь, как кому нравится. То, что по вкусу одному, может быть совсем неважно в глазах другого.
Всё это, определённо, является просто мнением или рассуждением «по поводу…». Кто-то вообще не станет даже читать всё это. Просто пойдёт и купит, что посоветуют «знающие люди». А «знающими людьми» зачастую оказываются те, кто собственно и с акустикой-то тет-а-тет не сталкивался. А если и сталкивался, и даже знает, что и как, будет ли его мнение единственно верным? Ведь не бывает тех людей, кто никогда не ошибается. Но, если мнение определённого специалиста правильное, то означает ли это, что мнение другого специалиста будет неверным? Вот, как в случае с Rainbow и Audison. Кто лучше, немцы или итальянцы? Ведь может же быть так, что хороши оба? Безусловно. Просто кто-то отдаст предпочтение определённой стране-производителю, кто-то определённому звуковому параметру или возможностям оптимизации, а кто-то просто предпочтёт определённый внешний вид. И все при этом будут правы. Хотя и могут с пеной у рта отстаивать свою точку зрения. Ведь для того и существует ассортимент, чтобы была возможность выбора. Много можно прочесть в инете или услышать на различных тусовках о мидбасах. Но самое интересное здесь, пожалуй, в том, что рассуждают-то, в принципе, о тех вещах, которые, по сути, и значения-то не имеют или уж точно являются несущественными. Знаете, вспоминается заметка учёных мужей в одном популярном и довольно престижном научном журнале, что корова, являясь жвачным животным, оказывается жуёт жвачку не слева - направо, как думали раньше, а справа – налево! Вот уж поистине очень ценное наблюдение, достойное внимания мировой общественности. Также и в нашем случае. Реклама – рекламой, советы – советами, а выбор остаётся за потенциальным покупателем.
Информация взята: Отзывы покупателей про статью "Трёхкомпонентная автоакустика"
Благодарим Вас за желание добавить отзыв на автомагнитолу, акустику, сабвуфер, усилитель!
Ваш отзыв будет рассмотрен и добавлен в страничку с соответствующим ему товаром в течение 1-2 рабочих дней. Негативные отзывы рассматриваются также как и положительные. Главное чтобы была написана правда! Будут удалены отзывы с 10-ю грамматическими ошибками и содержащие ненормативную лексику.
Ваш отзыв на статью.
|
Сегодня на форуме
|