Дата: 2012-12-13
1. SUM
2. Тип: мультимедиа
3. Процессоры:
1) Alpine RUX-C800
2) Alpine PXA-H800
4. Аудио: трёхполосный фронт и сабвуфер
5. Источник: автомагнитола Alpine IVA-W505R
6. Драйвер линейный: Phant Audio Tube Driver Model Eight
7. Звуковая система: 1) автоакустика Morel Supremo Piccolo
2) AD M35 Nео
3) автомобильный сабвуфер Morel Elate SW6
8. Усилители: 1) S400.4
2) Phoenix Gold Ti1600.5
9. Низкочастотный динамик: Phoenix Gold SL12D4
Если специально не обратить ваше внимание, то вы и не заметите, как значительно уменьшился козырек над приборной панелью.
Слух – величайший дар природы. Звук несёт нам океан информации. Говорят, некоторые по звуку определяют цвет оплётки проводов. Насчёт этого трудно что-либо сказать, а вот то, что все слышат гармоники в звуке – это точно. Только не все знают об этом. И тут возникает интересный момент. С точки зрения обычного здравого смысла – любое добавление к сигналу: гармоники или шума – это плохо. Однако, на практике всё оказывается совсем неплохо. И вот тут пора вспомнить об ушедшей в недалёкое прошлое ламповой электронике. Казалось бы, ни к чему возвращаться к устаревшей технике. Мы уже привыкли к тому, что каждый день взираем на миллионы транзисторов, т.е. смотрим на экран телевизора. На экране миллионы точек – пикселей, из которых и формируется изображение. И каждый пиксель должен «обслуживаться», как минимум тремя транзисторами, чтобы иметь возможность окрашиваться в разные цвета. Вернёмся к ламповой электронике. Так вот, есть случаи, когда ламповые усилители заказывают и платят за них бешенные деньги. Использование ламп в преобразователях и усилителях звука – именно такой случай.
Обсуждения о том, почему «ламповый» звук так приятен идут всё время. Видимо, причин много. Мнения разные. Но вот насчёт одной причины – все мнения совпадают. Эта причина – гармоники. Точнее – их состав. Именно гармоники создают, так называемые, обертоны. Именно, благодаря обертонам мы отличаем друг от друга музыкальные инструменты. Все прекрасно знают, что одна и та же нота, хотя она имеет одну определенную частоту, но взятая на разных инструментах звучит совершенно по-разному и ухо человека это мгновенно определяет и даже можно узнать конкретный музыкальный инструмент. В этом заслуга обертонов. Они же создают различные эмоциональные состояния при прослушивании музыки. Ламповый усилитель создаёт большинство чётных гармоник низкого порядка, второго и четвёртого. Транзисторный усилитель даёт много нечётных гармоник и, самое главное, до самых высоких порядков. Для слуха наличие четных гармоник гораздо приятнее. Почему приятнее? Это уже тайны физиологии. Просто приятнее и всё.
Причём эта «приятность» настолько заметна, что передовые производители элитной транзисторной техники делают так, чтобы в воспроизводящей схеме вторая гармоника в выходном сигнале превалировала (даже ценой некоторого искажения звука). Объяснение здесь такое: современная автоакустика имеет несколько блоков электроники, где формируется автозвук. Причем, на стадии воспроизведения и, особенно, записи создаётся много нечетных гармоник, которые убрать нельзя и вся надежда на выходной блок. И остаётся только в выходном воспроизводящем блоке повысить содержание второй гармоники. И это содержание повышают настолько, что эта гармоника «забивает», замаскировывает все нечетные и воспроизводимый звук воспринимается приятнее, комфортнее, натуральнее и т.п.
Можно подумать, что нынешняя система хороша наличием лампового усилителя. Это не совсем так. Она хороша тем, что в ней гармонично сочетаются усилители автомобильные с разной начинкой – транзисторной и ламповой. Кроме того, она должна доставлять удовольствие всем, находящимся в салоне, ну, а в данном случае этот автомобиль должен был ещё и продемонстрировать достоинства составных частей Morel и Phoenix Gold.
Автоакустика – область интересов Лысенко, в которой он является гуру. И вот, Лысенко и Степанов (молодой его коллега, кстати, успешно осваивающий стиль работы гуру) выдвинули требование: Morel и Phoenix Gold могут показать себя наилучшим образом только при условии работы в системе, основа для которой – гармония, а не упрямство, типа: чтобы было всё только Phoenix Gold, или же всё только Morel. Вполне возможна их совместная работа, если необходимо учитывать распределение гармоник различных порядков.
Посмотрим реализацию этого требования на примере. Возьмём головное устройство – вместо простой автомагнитолы мультимедийную станцию Alpine IVA-W505R. На выходе формируется цифровой сигнал и через оптический кабель попадает на вход процессора Alpine PXA-H800 (имеющего пульт управления RUX-C800). Здесь сигнал преобразуется в аналоговый, делится на полосы и корректируется по времени и спектру. Затем – вход фирменного драйвера – лампового – Phant Audio в 8-миканальном варианте. Конкретно, каналов семь: спереди поканальная трёхполоска и сзади сабвуферы автомобильные. И во всех каналах имеется ламповый предварительный усилитель. Современный вариант Phant Audio Tube Driver – итог анализа эксплуатации предыдущих моделей. С одной из таких моделей два года назад ездил Мучник Константин из Комсомольска-на- Амуре в Нидерланды для участия в Еврофинале ЕММА. (Кстати, съездил не зря).
Современные «тюб-драйверы» рассчитаны на большие физические перегрузки и работа каждой лампы настраивается индивидуально, получая оптимальный уровень и спектр гармоник. И, наконец, тип ламп – тоже индивидуальный подход. В самом критическом среднечастотном канале применяются двойные триоды типа Tesla 6CC42, имеющие сеточные экраны. Все другие лампы (тоже двойные триоды) – отечественного производства 6Н3П-ЕВ (долговечность 15000 часов, перегрузка до 15 g – т.е. продолжает нормально работать даже, когда её вес увеличится в пятнадцать раз). При необходимости возможно применение сверхвибростойкой лампы ЕВ-ДР. Согласно нормативам, она выдерживает ускорение до 150 g. Практически, такое ускорение возникает при лобовом столкновении ну, скажем, с правительственным кортежем. Конечно, после этого ехать вряд ли получится, но лампа ЕВ-ДР останется цела и продолжать слушать музыку вполне возможно.
Другие детали предварительного усилителя соответствуют жёстким аудиофильским параметрам. Тракт – очень широкополосный, усиливает множество гармоник. Скажем, прямоугольный сигнал 200 кГц проходит, практически, без искажений, т.е. истинная полоса пропускания шире раз в десять. Благодаря такому запасу, на выходе получаем, практически, натуральный автозвук.
Далее по схеме идут усилители автомобильные. Их два. А именно: Ti1600.5 на пять каналов и второй – Gold S400.4 на четыре канала. Каналов больше, чем динамиков, но так надо. Каждые два канала второго усилителя включены в плечи мостовой схемы и подают сигнал к мидбасовым динамикам. Ti1600.5 на пять каналов работает на всех частотах: высокой, средней и низкой. В его корпусе находятся два независимых усилителя: четырёхканальный АВ-класса и моноблок D-класса.
У усилителя S400.4 АВ-класса убрали все бусты и фильтры. Они оказались не нужны. Полоса пропускания низкочастотного канала максимально расширена – 300 Гц, фильтрацию осуществляет процессор. Неожиданно в низкочастотном канале пригодился бас-буст. Его оптимальной настройкой оказалась величина +6 Дб.
Теперь вспомним Morel. Он располагается там, где приносит наибольшую пользу – в верхней и нижней областях рабочего диапазона. Низкая частота – Elate SW-5 и высокая частота это Suremo Piccolo. В качестве среднечастотника (для полной гармонии) взяли диффузорный марки AD M45 Nео. Среднечастотные купольники в специальных закрытых объёмах для AD (размером полтора литра) спокойно работают от 220 Гц.
Вот полный реестр для настроек процессорных фильтров:
Сабвуфер 70 Гц/19 Дб/Окт.
Низкая частота 45 Гц/13 Дб/Окт. — 190 Гц/19 Дб/Окт.
Средняя частота 210 Гц/13 Дб/Окт. — 4,6 кГц/5 Дб/Окт.
Высокая частота 4,6 кГц/13 Дб/Окт.
Высокочастотные и среднечастотные излучатели смонтированы на стойках. Практически, этот монтаж оказался непростым делом, т.к. в процессе работы пришлось решать много технических и технологических вопросов. Благодаря хорошо поставленной службе фотодокументирования, есть возможность ознакомиться не только с результатом монтажа, но и с процессом монтажа.
Просто установить мидбасы в дверях – это не то. Их звучание, без предварительной подготовки двери, будет желать лучшего. Чтобы превратить дверь в достойный акустический каркас, были использованы разные материалы: стеклопластик (прикрыл прорези на внутренней панели), сверху положили несколько слоёв разнородных материалов, поглощающих вибрацию. Для внешней панели сотворили, своего рода, «нотную линейку» из алюминиевых ребер жесткости и, одновременно, для вибропоглощения.
Интересная и неожиданная подробность. При предварительной настройке оказалось, что при оптимальном расположении высокочастотной и среднечастотной головок, на нюансы звуковой сцены начал влиять… козырёк над приборной панелью. Он попадал точно в створ лепестков диаграммы направленности среднечастотного динамика. Пришлось провести его обрезание (уровень исполнения операции вызвал бы зависть любого раввина с большим опытом).
Низкочастотный динамик Phoenix Gold SL12D4 находится в закрытом объёме, равном 22 л. Для качественного звучания надо бы немного больше, на три-пять литров, но не оказалось места в багажнике. Пришлось сделать так. Недостаток объёма компенсировали с помощью синтепона. Его уплотнили до величины, когда один американский фунт имел объём равный одному американскому футу, т.е. в употребляемой нами системе физических единиц, синтепон довели до плотности порядка 15 г/л. Затем проверили виртуальный объём в нужный момент времени, определив частоту резонанса динамика в оформлении. Оказалось 26 л, что уже было достаточно для получения натурального звука.
Корпус сабвуфера надёжно был укреплён на кузове, а остальные элементы установили в багажнике на специальной раме, снабжённой электроприводом. Т.к. эта рама при подъёме перемещается к спинкам сидений сзади, то предусмотрено, чтобы спинки перед обслуживанием откидывались вперёд. И для защиты «от дурака» установили концевые выключатели. Алгоритм работы электроприводов задаёт специальный релейный блок, расположенный в левом крыле.
Кабельно-монтажная часть системы выполнена тщательно и продуманно. Силовые кабели – DAXX, второго и четвёртого калибров. Кабели акустические – Odysey 2, производства The Chord Company (с площадью сечения два с половиной кв.мм) с посеребрёнными жилами. Кабель, ведущий к сабвуферу – фирменный, площадью сечения в четыре кв.мм. Кабели межблочные – Wire World Equinox, которые впаяны непосредственно в плату драйвера на лампах и подобраны по длине попарно для повышения качества фокусировок. Разъёмы RCA не литые, а штампованные (в том числе трубчатый центральный контакт), посеребрённые, с корпусами из алюминия.
Система получилась очень гармоничной, имеющей исключительно богатое звучание. И ещё – универсальная. Универсальная в том смысле, что жанровых предпочтений не обнаружено. Это свидетельствует о высоком уровне качества системы. Это подтверждается призовыми местами на соревнованиях АМТ (первое место – в Казани и Краснодаре, второе – в Нижнем Новгороде).
Фотографии
Вот такой он был сначала. Потом увидим процесс установки.
Следование старым традициям «Опеля» даёт возможность даже в последнюю модель вставить двудиновую «голову» без особых усилий.
Шестидюймовый мидбас в двери – это отлакированная внешность. А какие внутренности – справа на снимках.
Необычной формы деталь из алюминия необходима для усиления жесткости и прочности панели двери. Дело в том, что обнаружилось повышенное смещение вертикального края окна от среднего положения, поэтому пришлось его усилить.
«До – си – ля – соль - … » Таковы накладки панели (внешней) перед установкой. Тут же – клеящее оружие. Все эти накладки скоро будут «погребены» под слоями разнообразной вибры.
Пластиковый гибкий экранчик, прикрывающий окно панели в двери является формой выклейки заглушки из стеклопластика.
Теперь подоспело стекло…
Заглушка урезанная и выклеенная в размер.
Это – «золотой стык».
Опять она, но уже с виброизоляцией.
Кольцо для опоры мидбаса. Сделано, как это принято – из разнородных материалов.
Всё остальное в двери ожидает замыкающую деталь вибродемпфирования.
Вокруг мидбаса – толстое кольцо, обеспечивающее надёжное поглощение звука.
Осталось чуть-чуть: подготовить «верхнюю часть айсберга»…
… а также, кольцо-сетку с размерами и формой по месту.
А вот результаты обрезания (укорочения) козырька.
Сначала было так…
…потом уже вот так…
… дыры в ABS немецком, зашиваем стеклопластиком московским…
… наконец, заимели возможность обтянуть кожей.
К стойке приделана площадка для опоры будущих подиумов средней и высокой частот.
Наружная поверхность оформлена неширокими полосками из пластика. Сверху нанесена стеклошпатлёвка.
Кольца-кронштейны для пищалок, сами пищалки. Сзади на кольцах ограничители глубины, чтобы точно провести процедуру выклейки.
Наружная сторона, формирующая объём под минрейндж – классический текстиль.
Также кольца с кронштейнами, но уже для среднечастотников.
Готовая конструкция удивительных очертаний…
Вот теперь ясно, почему одно крыло и именно такие кронштейны.
… в коже – супердизайн.
Главным во всём этом было обеспечение единственно правильного взаимного расположения, найденного экспериментальным путём, для головок высокой и средней частот.
Корпус у сабвуфера имеет наибольшие возможные габариты, обеспечивающие его качественную работу.
Внутри раскосы – небольшие рёбра жесткости и планки на стыках панелей.
Жёсткость – это хорошо, но, тем не менее, виброобработка не отменяется.
Фальшпанель на приборной раме имеет некоторые претензии на кокетство – обширное декольте над 5-тиканальником и драйвером на лампах.
При откинутых вперёд спинках задних сидений, рама, со всем её содержимым, поднимается с помощью электропривода.
Если спинки не откинуты – подъём рамы невозможен благодаря срабатыванию установленных защитных концевых выключателей.
Имеющийся объём доводили до нужного (виртуального) заполнением синтепоном.
Крепёж сабвуфера обязан выдержать 15 g.
Хотелось бы небольшой комментарий к амплитудно-частотной характеристике всей системы. От «лысенковской», классической характеристики, у этой системы характеристика отличается лишь более «бустовым», чем обычно, характером графика в низкочастотном диапазоне сабвуфера. Создатели системы утверждают, что именно с таким «бутом» система стала звучать гораздо приятнее, чем без него.
Фотограф молодец. Сделал крупный план этого лампового уникума. Хорошо видны специальные лампы – двойные триоды фирмы Tesla, применяемые на средней частоте – в пятом и шестом каналах и видна распайка входных/выходных кабелей прямо на плате.
SQ
Уже заочное (и давнее) знакомство с системой настроило на очень внимательную и длительную проверку её работы. Так и вышло: тестовый диск, затем - «произвольная программа», потом – показательная, обязательно – специальная и, наконец, «на бис». Оказалось, что придраться не к чему. Ну, совсем не к чему. Нет призвуков, нет резонанса ни от акустической системы, ни от салона, тональный баланс – отличный, сцена – прекрасна. Даже ощущались габариты всех барабанов и тарелок.
Звучание теплое (видимо, лампы работают не только, как усилители), очень быстрая атака, особенно в низкочастотной части спектра. Громкость любая воспринимается легко, без напряжения. Мягкий и ровный бас, очень проработанная середина и отличный верх (четко слышны щёточки ударника). И на максимальной, и даже на малой, и на средней громкости звучание очень слитное, сбалансированное и комфортное.
Информация взята: Отзывы покупателей про статью "Автомагнитола Alpine, автомобильные усилители и сабвуферы Phoenix Gold и автоакустика Morel устанавливаем в Opel Astra J"
Благодарим Вас за желание добавить отзыв на автомагнитолу, акустику, сабвуфер, усилитель!
Ваш отзыв будет рассмотрен и добавлен в страничку с соответствующим ему товаром в течение 1-2 рабочих дней. Негативные отзывы рассматриваются также как и положительные. Главное чтобы была написана правда! Будут удалены отзывы с 10-ю грамматическими ошибками и содержащие ненормативную лексику.
Ваш отзыв на статью.
|